?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 August 2013 @ 10:36 pm
Первый шаг к парусам  



“Who is staring at the sea is already sailing a little.”


Да-да, именно так. Кто поглядывает в сторону моря и парусов, рано или поздно к ним всё-таки придёт. Хотя многих, по меткому выражению одной моей знакомой, одолевают страхи: «Это же тяжело, дорого, да это вообще другой мир, как ты туда попала?» Большинство из них навеяно мифами о том, что парусный спорт – удел избранных богачей. Развенчать их окончательно тяжело, но попробовать убедить в том, что не всё так плохо, я попытаюсь. Предупреждаю: информации будет много (очень много!), но я постаралась всё разложить по полочкам.

Итак, какие же у нас есть возможности попасть в волшебный мир парусов?

Проще всего, если вы ещё учитесь в школе или хотя бы студент. Приходите в ближайшую секцию парусного спорта (например, к нам в детский турклуб «Рокада») – и радуйтесь. У студентов МГУ существует собственный яхт-клуб в Хлебниково. Членство в таких клубах обычно бесплатное, поскольку существуют они как детско-юношеские кружки дополнительного образования.

Однако и для людей постарше возможности попасть в парусный спорт, не будучи миллионером, существуют. Я бы разделила их на три категории: 1) вы можете себе позволить потратить довольно весомую сумму денег на тур или обучение в сертифицированной школе, выдающей документы; 2) денег не слишком много, сертификаты не важны; 3) денег совсем мало, готов на всё. Нередко последний вариант сопровождается ещё всхлипываниями «возьмииите меня на судно, я буду целыми днями драить палубу, петь вам песни и вообще что скажете, пожаааалуйста!!!!!»
Оговорюсь сразу – несмотря на такое разделение по уровню материальных возможностей, я всё-таки не буду рассматривать элитный туризм на парусниках Star Clippers. То есть все представленные варианты более-менее бюджетные. Вся классификация получилась субъективная и, разумеется, в ней тоже существуют исключения.

Категория I. Денег у вас достаточно, чтобы путешествовать без оглядки на них, но хочется чего-то разнообразнее, чем просто загорать на пляже. Просто купить тур на яхте и просидеть пассажиром не интересно. Но и от комфорта вы бы не отказались.

Вариант первый, классический. Ищете парусную школу (лучшими считаются школы RYA или IYT) и проходите курсы, поэтапно сдавая экзамены на Competent Crew, Day Skipper и т.д.. Статей на эту тему множество, у меня самой такого опыта пока нет, поэтому предоставлю вам разобраться самим.
Плюсы: У вас есть сертифицированный инструктор, всё внимание – именно на ваше обучение, в конце сдаёте экзамены и получаете корочку, признаваемую во всём мире.
Минусы: Незначительны. По отзывам, иногда приходится тратить слишком много времени на теорию «на месте», хотя её вполне можно пройти и в Москве, а на море приехать ради практики. Внимательно стоит отнестись к российским школам: некоторые из них склонны предпочесть быструю подготовку и гарантированную выдачу сертификатов качественным знаниям.

Вариант второй, из первого логически вытекающий. Когда у вас уже есть соответствующие документы, вы можете взять яхту в чартер. Собраться своей компанией или присоединиться к кому-то. Стоит это зачастую столько, что на деньги, отданные за три недели чартера подчас можно купить собственную яхту. Выгоднее всего полностью укомплектовывать лодку: сумма за чартер делится на всех участвующих, и ходить экипажем в 12 человек получается дешевле, чем втроём.
Плюсы: Независимость перемещений, возможность выбрать яхту.
Минусы: По моему мнению – ну дорого! И для самостоятельного управления яхтой надо обладать сертификатами или знакомыми шкиперами.

Вариант третий, необычный. Это для особенных романтиков, которым снятся большие парусники, гонки на клиперах и кто мечтает разобраться в бесчисленном множестве парусов и видов такелажа. В России таких парусников 4: моя любовь «Седов», «Крузенштерн», «Штандарт» и «Мир». Да ещё зарубежные. Для тех, кому по душе гонки, существуют ежегодные Tallships Races, где экипажи набирают на суда всех классов. Про механизм попадания на "Седов" я уже писала, для остальных он схож.
Всё это очень хорошо обрисовали и Мурзилка со Златой в проекте Sail-Training.ru.
Плюсы: Уникальность опыта. После чего ещё сможешь сказать, что поднимался на самый топ 63-метровой мачты посреди океана? Да и сравнительно недорого получается. Для пущей беспристрастности – цены сравните сами.
Минусы: Мною замечено не было. =)

Категория II. Вы готовы потратить некоторое количество денег и не гонитесь за бумажками. Или уже имеете их. Этот вариант мы как раз использовали в нашем путешествии вокруг Пелопоннесса.

В мире есть великое множество ресурсов, где шкиперы и капитаны ищут себе экипаж, и наоборот. У нас в стране они почему-то не очень распространены, поэтому все варианты, о которых я буду рассказывать ниже, предназначены для людей, знающих иностранные языки. По причине своей лени я искала тематические сайты только на английском и французском языках, но уверена, что и на других они есть. Их правда очень много, поэтому я про некоторые особенно полюбившиеся мне расскажу подробно, некоторые дам ссылками, а о некоторых вообще не упомяну, потому что сочла их неудобными или неподходящими для наших целей.

Сюда можно всем: и тем, кто опытен или жаждет коммерческого туризма, и тем, кто впервые видит паруса и не имеет денег. Есть три ценовых варианта: paid position (шкипер набирает опытный экипаж и платит ему), unpaid position (большинство или даже все траты ложатся на плечи капитана, но экипажу не платят) и share cost (экипаж скидывается на насущные потребности). Некоторые недобросовестные капитаны, правда, добавляют в share cost и оплату чартера, поэтому суммы получаются безумные.
В share cost обычно входят топливо, вода, газ и еда на борту. Во сколько оценивает шкипер эти траты, в каких морях планируются переходы, как лично вы с ним договоритесь – факторы немаловажные. Сразу уточняйте, планирует ли он стоять в маринах (или только на якоре) и проходить через каналы – и если да, то за чей счёт.

Плюсы: Вы сами выбираете яхту и шкипера, часто есть возможность договориться о более удобном времени и месте старта/финиша. Стоимость получается умеренная или даже отсутствует. Поскольку вы – экипаж, полностью участвуете во всей жизни судна: вахты, готовка, мытьё яхты, работа с парусами.
Минусы: Надо готовиться заранее, с наскоку не получится. Перебрать множество объявлений, написать всем, подождать ответа, не расстраиваться, если он отрицательный – и пробовать дальше. Ну, и язык надо знать получше, чем в предыдущих случаях.

1. Самый популярный, наверное, – Find a Crew. Регистрация на сайте бесплатная, но многие функции доступны только для платных Premium Member. В том числе отправка сообщений. Зато есть возможность отправить «волну» заинтересовавшему тебя шкиперу, чтобы проверить, готов ли он теоретически тебя взять. У него есть три варианта ответа: Yes / Maybe / No, плюс он может приложить к ответу письмо. Мне не хотелось платить взнос, поэтому добрую половину возможностей я упустила, отвечая только на те письма, где капитаны указывали свой e-mail. Также «волны» могут присылать и вам. Есть поиск по регионам и типам яхт, есть расширенный поиск. Есть возможность добавить teammate – у меня это Сашка, без которого я никуда – и отметить в анкете массу других деталей (курите ли вы, какой у вас опыт, какую роль на яхте вы можете выполнять, какие языки знаете). В основном здесь тусуются судовладельцы, поэтому цены не «чартерные», а приятно ниже.
Сайт на английском и (!) итальянском.

2. Форум Сruiser Log – совсем другой формат, но предложения бывают заманчивые и их легко отслеживать по появляющимся новым постам. Есть минус: сайт почему-то не даёт зарегистрироваться российским пользователям (якобы из нашей страны много спама было). Но есть и плюс: многие капитаны оставляют свои контактные данные.
Сайт на английском.

3. Сrewbay работает как доска объявлений. Вся необходимая информация о яхтах здесь есть, возможность создать свой аккаунт и отправлять сообщения – тоже.
Сайт и объявления на английском, но есть, к примеру, французские яхтсмены, с которыми проще общаться на французском.

4. Floatplan сделан наподобие социальной сети. Соответственно, регистрация нужна. Есть разграничения по paid / unpaid positions. Если не хотите лишнего флуда, как и в других социальных сетях, двести раз подумайте, прежде чем писать кому-то или соглашаться на чьи-то предложения. ;)
Сайт на английском.

5. Ocean Crew Link создали организаторы знаменитых трансатлантических и кругосветных гонок ARC. Поэтому и ориентирован он на «гонщиков», и набирает людей под соответствующие мероприятия. Судя по всему, здесь хорошо либо иметь опыт, либо иметь деньги, потому что несмотря на громкие заявления о share cost, многие объявления требуют больше 3 тысяч евро за пересечение Атлантики. Другой интересный аспект – здесь существуют отдельно профиль яхты и профиль капитана. Что, в общем-то, даже логично, но непривычно.
Сайт на английском.

6. Assotiation Sail The World – замечательный французский сайт с уймой интересных предложений. Конечно, требуется регистрация. В отличие от англоязычных сайтов здесь многие собираются идти из материковой Франции к её заморским территориям, что позволяет искать попутные яхты на большие дистанции.
Сайт на французском.

7. Bourse aux equipiers покорил меня тем, что здесь чрезвычайно симпатичные и удобные схематичные карты рисуются напротив каждого предложения. То есть, посмотрев на список объявлений, ты сразу видишь, у кого на глобусе закрашено какое море, а у кого стрелочка опоясывает весь мир.
Сайт на французском.

8. Latitude38 – вроде вполне живой форум с объявлениями, но предложения в основном по США. Так что подходит только тем, кто собирается ходить в районе Северной Америки.
Сайт на английском.

Вышеперечисленные сайты мне приглянулись больше всего. Но есть и другие, из которых наиболее адекватными мне показались Desperate sailors (английский, похож на Find a Crew), Vogavecmoi (французский, доступ к контактам платный), SSCA Forum (английский, в основном по США) и HEO (французский), Sailingnetworks (английский).

Категория III. Наконец-то перехожу к последнему пункту: денег мало, времени много, ради того, чтобы попасть на судно готов если не на всё, то на многое.

Вариант первый: пройтись по вышеуказанным ссылкам и попробовать найти шкипера, который почти за бесплатно возьмёт вас на борт.

Вариант второй: волонтёрство. На Sail-Training.ru периодически публикуются призывы к волонтёрам, Злата знает в этом толк. Также всегда есть предложения на «Штандарте» и даже специальная анкета на сайте. Вариант чрезвычайно интересный, но с волонтёрством откровенная халява не пройдёт: придётся впахивать. Зато это чудесная возможность для студентов, ограниченных в средствах, но относительно свободных.

Третий вариант – хитч-хайкинг (он же автостоп или гидростоп). Парусным стопом сама я никогда не занималась, но есть люди, успешно его практикующие. Крайне поучительная статья на эту тему есть здесь. Взгляд шкипера на хитч-хайкеров и то, чем они пытаются заниматься. Ну, и немного советов в конце статьи. Отлично отрезвляет и помогает в поисках.
Есть ещё несколько тематических групп на CouchSurfing, но мне показалось, что там в основном желающие покататься, а владельцев яхт почти нет. Хотя у знакомых есть примеры, когда удавалось найти там попутчиков. Если нужны ссылки – обращайтесь.

Плюсы и минусы очевидны: надо обладать временем, упорством и недурно изъясняться на других языках.


***

Ну, и если вам это действительно интересно настолько, что вы смогли дочитать это всё до конца, пара советов от меня.

Первое – учите язык и терминологию. Причём в большинстве случаев – сразу на английском. В сети есть множество схем яхты с подписями её частей, рангоута и такелажа. Есть прекраснейшая книжка Олега Ильина по яхтенному английскому, но её попробуй достань! Есть курсы яхтенного английского от Sail-Training.ru, причём некоторые из них бесплатны. На сайте «Седова» есть целая методичка на этот счёт с русской и английской терминологией.

Второе – если у вас нет возможности или денег на какие-то минимальные курсы и сертификаты, приобретайте опыт. Это большой плюс в поиске дальнейших возможностей. Не обязательно рваться сразу за границу, у нас море своих людей, занимающихся парусами. На парусных катамаранах, на самоделках, «за идею». Съездите на Парусный берег, познакомьтесь с его обитателями. Поставьте парус и руль на свою байдарку. Съездите в Питер походить на «Штандартовских» капитанских гичках. Начинайте с малого.

Третье – да перестаньте вы уже бояться! Давно пора ставить паруса и расширять свои горизонты. Мы попробовали – и нам понравилось! ;)



Tags: ,
 
 
 
sergin_ksergin_k on August 27th, 2013 07:14 pm (UTC)
Прекрасно! Разложила по полочкам и сразу стало ясно, что надо делать, если хочется! Спасибо, Надя!
Н.stix_i_ja on August 28th, 2013 05:18 am (UTC)
На здоровье, Костя!..
Наверняка существуют и другие способы, всего не перечислишь. Если получится реализовать что-то с детьми - напиши, это интересно! =)
sergin_ksergin_k on August 28th, 2013 06:13 am (UTC)
Пока сохранил себе в папку, вписать яхту в детскую прогулку - заманчиво, погляжу.
Юный Сносакрыш: defaultalfard on August 28th, 2013 06:25 am (UTC)
Оу, спасибо.

ага, обязательно напишу, если что-то получится. но это скорее всего даже не в следующем сезоне.
Н.stix_i_ja on August 28th, 2013 06:27 am (UTC)
Супер! И чур мне тогда ссылочку, а то френдленту я почти не успеваю читать. ;)

P.S.: Аське привет!..
ginger_minstrel: sailginger_minstrel on August 29th, 2013 08:25 am (UTC)
Надя, отличная статься!
Маленькое дополнение по первой категории:

1) Теорию с успехом можно изучить на берегу. Недавно в Москве открылась первая сертифицированная школа RYA, которая на высоком международном уровне обучает основам навигации Day Skipper, Coastal Skipper и т.д. - это если по душе живое общение с преподавателем. Также у RYA есть онлайн курс - именно по нему я сама готовилась к сдаче экзамена на DS. И конечно, самоподготовку по учебникам никто не отменял (заодно и терминологию можно отлично выучить).

2) Насчет дороговизны чартера - поспорю. Надо просто уметь находить выгодные предложения)) Этой весной ходили по Ионике, брали лодку на восемь человек, получилось весьма бюджетно, да еще и скидку получили неплохую как первые клиенты в сезоне (конец апреля). Этот вид отдыха становится все популярнее, и цены все ниже, как следствие... Главное - получить "корочку" или завести знакомство с теми, у кого она есть (а таких людей тоже все больше). Вот :)
Н.stix_i_ja on August 29th, 2013 08:53 am (UTC)
Ксюша, спасибо огромное за дополнения!

По школам я вроде постаралась отметить, что теорию и в Москве можно пройти, а вот про онлайн-курс ничего не слышала! А каким образом потом сдаётся экзамен?

Про чартер - наверное, мне просто хороших предложений не попадалось, поэтому я очень предвзято к нему отношусь. ;) Но не исключаю, что есть и лучшие предложения! =)
ginger_minstrel: sailginger_minstrel on August 29th, 2013 02:57 pm (UTC)
Онлайн-курс разбит на модули (около 10, сейчас уже не помню точно). По каждой теме ты сначала изучаешь теорию - там есть иллюстрации, видео, анимированная инфографика и другие материалы (в том числе бумажные карты и навигационные инструменты, которые приходят по почте). После изучения модуля делаешь несколько упражнений для тренировки. И в конце проходишь тест - тоже онлайн, там специальная система с веб-интерфесом. Если ты по каждой теме прошел тест и не превысил допустимое количество ошибок — значит, ты освоил курс, школа тебе присылает об этом бумажку - сертификат Essential Navigation and Seamanship. В ходе обучения ты можешь консультироваться с инструктором, задавать ему вопросы.

Ну а экзамен собственно на сертификат DS все равно нужно сдавать практический, на лодке. :)

Edited at 2013-08-29 02:58 pm (UTC)
Н.stix_i_ja on August 30th, 2013 05:32 am (UTC)
О! Это должно быть очень удобно. Онлайн-курс должен как-то быть связан с практикой в итоге? Или, например, теорию ты можешь пройти в одной школе, а практику в другой?

И интересует стоимость такого онлайн-курса. Хотя бы в сравнении с "обычным". Онлайн-версия есть по всем курсам, от Competent Crew до Yachtmaster?
Было бы круто ещё ссылочку, где почитать-посмотреть про это. =)
ginger_minstrelginger_minstrel on September 5th, 2013 09:02 am (UTC)
Теорию можешь пройти в одной школе, практику - в другой. Подготовка эквивалентна. Есть только один момент, который стоит учитывать. RYA уделяет особое внимание навыкам управления яхтой и навигации в приливно-отливных водах. Сертификаты RYA имеют пометки tidal или non-tidal, IYT не делает таких различий. Соответственно, если ты учишь теорию в IYT, а практику проходить планируешь в RYA в приливных водах, стоит уточнить, насколько глубоко преподаватель теории собирается погружаться в вопросы приливной навигации, потому что она тебе ох как понадобится.

Он-лайн курс не делится на Competent Crew, DS, Yanhtmaster и т.д. Он позиционируется как Essential Navigation, т.е. необходимые знания по навигации. Для CC это вообще не требуется, но неплохо пройти. Для DS это идеальная подготовка. Экзамены на CS, YM и т.д. отличаются скорее практической частью - чтобы их сдать, нужно много практики, но теоритические темы ты должен знать те же, что и в DS (может быть некоторые - более углубленно).

Доп. информация про он-лайн курс можно получить тут: http://www.kabestan.co.uk/sailing-school/online_course_bns/ (в т.ч. по ценам).
Н.stix_i_ja on September 5th, 2013 09:30 am (UTC)
О, как подробно и хорошо!
Ксюша, спасибо огромное! =))

Ещё один маленький вопрос: а сертификат Essential Navigation вообще может быть полезен в качестве лишней корочки без сертификата по практике? И если да, то в каких ситуациях?

ginger_minstrelginger_minstrel on September 11th, 2013 08:44 am (UTC)
По моим наблюдениям любой сертификат без практики вообще не очень-то полезен. :)
Я могу представить только одну ситуацию, когда этот сертификат может пригодиться. В Греции, например, человеку с DS неохотно дают лодку в чартер (по крайней мере в том месте, где брали мы). В этом случае нужен кто-то еще хоть с какой-то корочкой в команде, и может быть эта сгодится... хотя в таком случае лучше, наверное, иметь практический Competent Crew... И вообще - не в корочках ведь дело :)

Edited at 2013-09-11 08:45 am (UTC)
Н.stix_i_ja on September 11th, 2013 10:56 am (UTC)
Ну, это точно))
ljournalist_botljournalist_bot on August 30th, 2013 02:20 pm (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
irma_i: sailingirma_i on August 30th, 2013 04:07 pm (UTC)
а я для тех, кто хочет попробовать, не уезжая далеко - подмосковные яхт-клубы типа Пирогово и Галса и московский типа "Водный", где научат с нуля всех желающих
Н.stix_i_ja on September 2nd, 2013 05:26 am (UTC)
О, позор на мою голову! Как я это могла не отметить?.. Спасибо! =)
МурZилкаmurzilka_ac on August 31st, 2013 06:37 pm (UTC)
плюшики преклоняют лапы.
грандиозно
Петухе привет ;-)
Н.stix_i_ja on September 2nd, 2013 05:34 am (UTC)
Петруха шлёт ответный привет и машет хвостом!.. ;)
Ясен Месяц: Кот-Пиратclear_moon on August 31st, 2013 06:57 pm (UTC)
лучшими считаются школы RYA или IYT
Маленькая поправка, это не школы, это системы обучения, которых придерживается та или иная школа. Программы обучения почти одинаковые, разница в том, что IYT разрешает преподавать на национальном языке, а RYA только на английском. Ну и сертификаты. Сертификат RYA, говорят, понтовее, хотя мне и IYT кажется вполне себе ничего. В остальном, - всё верно :)
Н.stix_i_ja on September 2nd, 2013 05:34 am (UTC)
Re: лучшими считаются школы RYA или IYT
Спасибо за поправку, хотя я под "школой" и имела в виду систему обучения. =)

Не так давно слышала (но не проверяла эту информацию), будто есть одна школа RYA в Великобритании, где есть русскоязычные инструктора, да вроде бы и у нас вот только что первую открыли... Вы не знаете подробностей об этом?
ginger_minstrelginger_minstrel on September 5th, 2013 08:51 am (UTC)
Re: лучшими считаются школы RYA или IYT
Я знаю :)
Есть русско-английская школа RYA под названием Кабестан. Там есть русские инструктора, но - внимание! - обучение все равно проходит по-английски. Плюс русскоязычного инструктора в том, что в случае, если ты уж совсем во что-то не можешь врубиться, он может пояснить по-русски в виде исключения. Но это не избавляет от необходимости знать язык на уровне intermediate и изучить терминологию. Это первая (и пока единственная) школа RYA в России.
Собственно, именно Кабестан открыл в Москве авторизованный "филиал"для изучения теории: навигация, радио, first aid.

Еще не могу не упомянуть, что капитан "Штандарта" Владимир Мартусь также является сертифицированным инструктором RYA и проводит курсы на CC и DS в Голландии на базе местной яхт-школы. На английском. Ближайший курс - в октябре, и на него есть меcта ;)

Edited at 2013-09-05 09:06 am (UTC)
Н.stix_i_ja on September 5th, 2013 09:51 am (UTC)
Re: лучшими считаются школы RYA или IYT
Ой. А как же октябрьская "Вылазка в Океан"?.. Без капитана? ;)
Или курс будет, пока "Штандарт" в сухом доке?

Ёлки-иголки, я хочу с вами)) Надо выбираться!
ginger_minstrelginger_minstrel on September 11th, 2013 08:40 am (UTC)
Re: лучшими считаются школы RYA или IYT
Без капитана никаких вылазок)))

Курс будет, когда корабль уже выйдет из дока, но будет стоять в Роттердаме.

Выбирайся-выбирайся!
ginger_minstrelginger_minstrel on September 5th, 2013 09:13 am (UTC)
Re: лучшими считаются школы RYA или IYT
На самом деле разница не только в языке, на котором ведется обучение, но это уже тема для отдельной статьи. :)
evillexusevillexus on October 15th, 2013 11:29 am (UTC)
Я вот два раза пытался пойти по первому классическому пути и оба раза жена мне сразу же сообщала, что беременна. Теперь как-то опасаюсь :)
Приходится сидеть в подмосковных лужах :)
Н.stix_i_ja on October 15th, 2013 11:48 am (UTC)
Вот, ещё один плюс парусного спорта: хочешь ребенка - попробуй отправить мужа в парусную школу! ;))