Н. (stix_i_ja) wrote,
Н.
stix_i_ja

Category:

Первый шаг к парусам




“Who is staring at the sea is already sailing a little.”


Да-да, именно так. Кто поглядывает в сторону моря и парусов, рано или поздно к ним всё-таки придёт. Хотя многих, по меткому выражению одной моей знакомой, одолевают страхи: «Это же тяжело, дорого, да это вообще другой мир, как ты туда попала?» Большинство из них навеяно мифами о том, что парусный спорт – удел избранных богачей. Развенчать их окончательно тяжело, но попробовать убедить в том, что не всё так плохо, я попытаюсь. Предупреждаю: информации будет много (очень много!), но я постаралась всё разложить по полочкам.

Итак, какие же у нас есть возможности попасть в волшебный мир парусов?

Проще всего, если вы ещё учитесь в школе или хотя бы студент. Приходите в ближайшую секцию парусного спорта (например, к нам в детский турклуб «Рокада») – и радуйтесь. У студентов МГУ существует собственный яхт-клуб в Хлебниково. Членство в таких клубах обычно бесплатное, поскольку существуют они как детско-юношеские кружки дополнительного образования.

Однако и для людей постарше возможности попасть в парусный спорт, не будучи миллионером, существуют. Я бы разделила их на три категории: 1) вы можете себе позволить потратить довольно весомую сумму денег на тур или обучение в сертифицированной школе, выдающей документы; 2) денег не слишком много, сертификаты не важны; 3) денег совсем мало, готов на всё. Нередко последний вариант сопровождается ещё всхлипываниями «возьмииите меня на судно, я буду целыми днями драить палубу, петь вам песни и вообще что скажете, пожаааалуйста!!!!!»
Оговорюсь сразу – несмотря на такое разделение по уровню материальных возможностей, я всё-таки не буду рассматривать элитный туризм на парусниках Star Clippers. То есть все представленные варианты более-менее бюджетные. Вся классификация получилась субъективная и, разумеется, в ней тоже существуют исключения.

Категория I. Денег у вас достаточно, чтобы путешествовать без оглядки на них, но хочется чего-то разнообразнее, чем просто загорать на пляже. Просто купить тур на яхте и просидеть пассажиром не интересно. Но и от комфорта вы бы не отказались.

Вариант первый, классический. Ищете парусную школу (лучшими считаются школы RYA или IYT) и проходите курсы, поэтапно сдавая экзамены на Competent Crew, Day Skipper и т.д.. Статей на эту тему множество, у меня самой такого опыта пока нет, поэтому предоставлю вам разобраться самим.
Плюсы: У вас есть сертифицированный инструктор, всё внимание – именно на ваше обучение, в конце сдаёте экзамены и получаете корочку, признаваемую во всём мире.
Минусы: Незначительны. По отзывам, иногда приходится тратить слишком много времени на теорию «на месте», хотя её вполне можно пройти и в Москве, а на море приехать ради практики. Внимательно стоит отнестись к российским школам: некоторые из них склонны предпочесть быструю подготовку и гарантированную выдачу сертификатов качественным знаниям.

Вариант второй, из первого логически вытекающий. Когда у вас уже есть соответствующие документы, вы можете взять яхту в чартер. Собраться своей компанией или присоединиться к кому-то. Стоит это зачастую столько, что на деньги, отданные за три недели чартера подчас можно купить собственную яхту. Выгоднее всего полностью укомплектовывать лодку: сумма за чартер делится на всех участвующих, и ходить экипажем в 12 человек получается дешевле, чем втроём.
Плюсы: Независимость перемещений, возможность выбрать яхту.
Минусы: По моему мнению – ну дорого! И для самостоятельного управления яхтой надо обладать сертификатами или знакомыми шкиперами.

Вариант третий, необычный. Это для особенных романтиков, которым снятся большие парусники, гонки на клиперах и кто мечтает разобраться в бесчисленном множестве парусов и видов такелажа. В России таких парусников 4: моя любовь «Седов», «Крузенштерн», «Штандарт» и «Мир». Да ещё зарубежные. Для тех, кому по душе гонки, существуют ежегодные Tallships Races, где экипажи набирают на суда всех классов. Про механизм попадания на "Седов" я уже писала, для остальных он схож.
Всё это очень хорошо обрисовали и Мурзилка со Златой в проекте Sail-Training.ru.
Плюсы: Уникальность опыта. После чего ещё сможешь сказать, что поднимался на самый топ 63-метровой мачты посреди океана? Да и сравнительно недорого получается. Для пущей беспристрастности – цены сравните сами.
Минусы: Мною замечено не было. =)

Категория II. Вы готовы потратить некоторое количество денег и не гонитесь за бумажками. Или уже имеете их. Этот вариант мы как раз использовали в нашем путешествии вокруг Пелопоннесса.

В мире есть великое множество ресурсов, где шкиперы и капитаны ищут себе экипаж, и наоборот. У нас в стране они почему-то не очень распространены, поэтому все варианты, о которых я буду рассказывать ниже, предназначены для людей, знающих иностранные языки. По причине своей лени я искала тематические сайты только на английском и французском языках, но уверена, что и на других они есть. Их правда очень много, поэтому я про некоторые особенно полюбившиеся мне расскажу подробно, некоторые дам ссылками, а о некоторых вообще не упомяну, потому что сочла их неудобными или неподходящими для наших целей.

Сюда можно всем: и тем, кто опытен или жаждет коммерческого туризма, и тем, кто впервые видит паруса и не имеет денег. Есть три ценовых варианта: paid position (шкипер набирает опытный экипаж и платит ему), unpaid position (большинство или даже все траты ложатся на плечи капитана, но экипажу не платят) и share cost (экипаж скидывается на насущные потребности). Некоторые недобросовестные капитаны, правда, добавляют в share cost и оплату чартера, поэтому суммы получаются безумные.
В share cost обычно входят топливо, вода, газ и еда на борту. Во сколько оценивает шкипер эти траты, в каких морях планируются переходы, как лично вы с ним договоритесь – факторы немаловажные. Сразу уточняйте, планирует ли он стоять в маринах (или только на якоре) и проходить через каналы – и если да, то за чей счёт.

Плюсы: Вы сами выбираете яхту и шкипера, часто есть возможность договориться о более удобном времени и месте старта/финиша. Стоимость получается умеренная или даже отсутствует. Поскольку вы – экипаж, полностью участвуете во всей жизни судна: вахты, готовка, мытьё яхты, работа с парусами.
Минусы: Надо готовиться заранее, с наскоку не получится. Перебрать множество объявлений, написать всем, подождать ответа, не расстраиваться, если он отрицательный – и пробовать дальше. Ну, и язык надо знать получше, чем в предыдущих случаях.

1. Самый популярный, наверное, – Find a Crew. Регистрация на сайте бесплатная, но многие функции доступны только для платных Premium Member. В том числе отправка сообщений. Зато есть возможность отправить «волну» заинтересовавшему тебя шкиперу, чтобы проверить, готов ли он теоретически тебя взять. У него есть три варианта ответа: Yes / Maybe / No, плюс он может приложить к ответу письмо. Мне не хотелось платить взнос, поэтому добрую половину возможностей я упустила, отвечая только на те письма, где капитаны указывали свой e-mail. Также «волны» могут присылать и вам. Есть поиск по регионам и типам яхт, есть расширенный поиск. Есть возможность добавить teammate – у меня это Сашка, без которого я никуда – и отметить в анкете массу других деталей (курите ли вы, какой у вас опыт, какую роль на яхте вы можете выполнять, какие языки знаете). В основном здесь тусуются судовладельцы, поэтому цены не «чартерные», а приятно ниже.
Сайт на английском и (!) итальянском.

2. Форум Сruiser Log – совсем другой формат, но предложения бывают заманчивые и их легко отслеживать по появляющимся новым постам. Есть минус: сайт почему-то не даёт зарегистрироваться российским пользователям (якобы из нашей страны много спама было). Но есть и плюс: многие капитаны оставляют свои контактные данные.
Сайт на английском.

3. Сrewbay работает как доска объявлений. Вся необходимая информация о яхтах здесь есть, возможность создать свой аккаунт и отправлять сообщения – тоже.
Сайт и объявления на английском, но есть, к примеру, французские яхтсмены, с которыми проще общаться на французском.

4. Floatplan сделан наподобие социальной сети. Соответственно, регистрация нужна. Есть разграничения по paid / unpaid positions. Если не хотите лишнего флуда, как и в других социальных сетях, двести раз подумайте, прежде чем писать кому-то или соглашаться на чьи-то предложения. ;)
Сайт на английском.

5. Ocean Crew Link создали организаторы знаменитых трансатлантических и кругосветных гонок ARC. Поэтому и ориентирован он на «гонщиков», и набирает людей под соответствующие мероприятия. Судя по всему, здесь хорошо либо иметь опыт, либо иметь деньги, потому что несмотря на громкие заявления о share cost, многие объявления требуют больше 3 тысяч евро за пересечение Атлантики. Другой интересный аспект – здесь существуют отдельно профиль яхты и профиль капитана. Что, в общем-то, даже логично, но непривычно.
Сайт на английском.

6. Assotiation Sail The World – замечательный французский сайт с уймой интересных предложений. Конечно, требуется регистрация. В отличие от англоязычных сайтов здесь многие собираются идти из материковой Франции к её заморским территориям, что позволяет искать попутные яхты на большие дистанции.
Сайт на французском.

7. Bourse aux equipiers покорил меня тем, что здесь чрезвычайно симпатичные и удобные схематичные карты рисуются напротив каждого предложения. То есть, посмотрев на список объявлений, ты сразу видишь, у кого на глобусе закрашено какое море, а у кого стрелочка опоясывает весь мир.
Сайт на французском.

8. Latitude38 – вроде вполне живой форум с объявлениями, но предложения в основном по США. Так что подходит только тем, кто собирается ходить в районе Северной Америки.
Сайт на английском.

Вышеперечисленные сайты мне приглянулись больше всего. Но есть и другие, из которых наиболее адекватными мне показались Desperate sailors (английский, похож на Find a Crew), Vogavecmoi (французский, доступ к контактам платный), SSCA Forum (английский, в основном по США) и HEO (французский), Sailingnetworks (английский).

Категория III. Наконец-то перехожу к последнему пункту: денег мало, времени много, ради того, чтобы попасть на судно готов если не на всё, то на многое.

Вариант первый: пройтись по вышеуказанным ссылкам и попробовать найти шкипера, который почти за бесплатно возьмёт вас на борт.

Вариант второй: волонтёрство. На Sail-Training.ru периодически публикуются призывы к волонтёрам, Злата знает в этом толк. Также всегда есть предложения на «Штандарте» и даже специальная анкета на сайте. Вариант чрезвычайно интересный, но с волонтёрством откровенная халява не пройдёт: придётся впахивать. Зато это чудесная возможность для студентов, ограниченных в средствах, но относительно свободных.

Третий вариант – хитч-хайкинг (он же автостоп или гидростоп). Парусным стопом сама я никогда не занималась, но есть люди, успешно его практикующие. Крайне поучительная статья на эту тему есть здесь. Взгляд шкипера на хитч-хайкеров и то, чем они пытаются заниматься. Ну, и немного советов в конце статьи. Отлично отрезвляет и помогает в поисках.
Есть ещё несколько тематических групп на CouchSurfing, но мне показалось, что там в основном желающие покататься, а владельцев яхт почти нет. Хотя у знакомых есть примеры, когда удавалось найти там попутчиков. Если нужны ссылки – обращайтесь.

Плюсы и минусы очевидны: надо обладать временем, упорством и недурно изъясняться на других языках.


***

Ну, и если вам это действительно интересно настолько, что вы смогли дочитать это всё до конца, пара советов от меня.

Первое – учите язык и терминологию. Причём в большинстве случаев – сразу на английском. В сети есть множество схем яхты с подписями её частей, рангоута и такелажа. Есть прекраснейшая книжка Олега Ильина по яхтенному английскому, но её попробуй достань! Есть курсы яхтенного английского от Sail-Training.ru, причём некоторые из них бесплатны. На сайте «Седова» есть целая методичка на этот счёт с русской и английской терминологией.

Второе – если у вас нет возможности или денег на какие-то минимальные курсы и сертификаты, приобретайте опыт. Это большой плюс в поиске дальнейших возможностей. Не обязательно рваться сразу за границу, у нас море своих людей, занимающихся парусами. На парусных катамаранах, на самоделках, «за идею». Съездите на Парусный берег, познакомьтесь с его обитателями. Поставьте парус и руль на свою байдарку. Съездите в Питер походить на «Штандартовских» капитанских гичках. Начинайте с малого.

Третье – да перестаньте вы уже бояться! Давно пора ставить паруса и расширять свои горизонты. Мы попробовали – и нам понравилось! ;)



Tags: sailing, sea
Subscribe

  • По океанам и островам

    В следующий вторник (14.04) рассказываем про путешествия на попутных яхтах и про далёкие острова в Экоцентре на Воробьёвых горах. Приходите! На…

  • Место встречи: про яхтинг

    Вышел второй выпуск "Места встречи" с нашим участием, на этот раз посвященный океанским перемещениям: кратко о том, что всё возможно даже без…

  • Остров, где жил Робинзон

    Где:  Остров Робинзона Крузо, архипелаг Хуан Фернандес, Чили Что делать:  Прогуляться по холмам и долинам, представить себя на необитаемом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • По океанам и островам

    В следующий вторник (14.04) рассказываем про путешествия на попутных яхтах и про далёкие острова в Экоцентре на Воробьёвых горах. Приходите! На…

  • Место встречи: про яхтинг

    Вышел второй выпуск "Места встречи" с нашим участием, на этот раз посвященный океанским перемещениям: кратко о том, что всё возможно даже без…

  • Остров, где жил Робинзон

    Где:  Остров Робинзона Крузо, архипелаг Хуан Фернандес, Чили Что делать:  Прогуляться по холмам и долинам, представить себя на необитаемом…